093-680-71-39

4 недооцененные профессии в кинематографе, от которых зависит многое.

28 Мар 2018

4 недооцененные профессии в кинематографе, от которых зависит многое.

/
Метки

Если Вы в числе людей, которые во время трансляции “Оскара” выбегают в туалет  или за снеками , когда дело доходит до категорий лучший “продакшн дизайн” или “операторская работа”, возможно, эта статья поможет Вам разобраться, почему эти, не особо примечательные специальности, действительно, важны.

Каждый фильм, появившийся на свет — это своего рода чудо. Порожденный писателем (или несколькими) сценарий, должен пройти через жернова препарации и интерпретации людей, самых разнообразных темпераментов и намерений. После наступает период продакшна, и здесь основная задача — скоординировать процесс таким образом, чтоб все специалисты, работающие над проектом: от фотографов до композиторов действовали в рамках заданной эстетики. Зачастую, количество человек в команде приближается к цифре, способной вызвать дрожь у самого искушенного HR  (так , численность специалистов, работающих над Iron Man составляла примерно 3,310 человек)
Несмотря на то, что львиная доля внимания и почестей достается режиссерам, актерам и сценаристам, существует ряд профессий не менее значимых при создании фильма, хоть они и находятся немного в тени.

Как, например, нижеперечисленные:

Звукорежиссер и монтажер:

Так, в “Призрачной нити”, номинанта на лучший фильм 2018, средствами звукового дизайна обычная сцена завтрака превращается в эпизод драматического накала между протогонистом Рейнольдсом Вудкоком и его спутницей Альмой. Во время того, как она ест, громкость сопровождающих звуков  — жевания, скрежета и звона приборов постепенно увеличивается на фоне давящей тишины комнаты. Интенсивность возрастает с каждой паузой, предшествующей очередному шумовому залпу, и это состояние напряженного предвкушения , в итоге, резко прерывается вспышкой гнева Рейнольдса.
Таким образом, благодаря продуманным манипуляциям со звуковым рядом, короткая сцена передает, каково это  — жить под одной крышей со знаменитостью, масштаба Вудкока.
И эта ловкая манипуляция с уровнем стресса зрителя — заслуга звукорежиссера и звукомонтажера. Первый отвечает за то, что мы слышим — продумывая аудио атмосферу, состоящую из аудио эффектов, окружения и тона пространства с нуля. Затем к работе приступает монтажер, который решает, как мы это будем слышать: сплетая воедино финальный микс, состоящий из всего вышеперечисленного с применением разнообразных эффектов.
Зачастую, воссоздание звуков более практично, чем реальная запись, и звукорежиссерам приходится воссоздавать аудио эффекты с помощью подручных средств. Скажем, звук ударов и переломов костей  — это отбивание мяса и хруст стеблей сельдерея, устрашающий рев монстров — замедленная запись возгласов человека или животного, встряхивание простыней или перчаток — имитирует звук взмаха крыльев ит.д. Ведь часто, искусственно воспроизведенный звук  — более подходящее творческое решение, чем абсолютно точная репликация.
Так, большинство оглушающих выстрелов в фильме — это плод манипуляций. Холостые патроны, использующиеся на съемочной площадке -звучат тускловато по сравнению с реальными, но даже запись реальных выстрелов  — не достаточно драматична для большинства режиссеров. Иногда даже изменяется частота самого звука для получения специфического эха или потрескивания. А зачастую — комбинируется со сторонними шумами, например, взрыва, или даже музыки.
Диалоги тоже часто нуждаются в пост-обработке. Для этого может быть уйма причин, как например: неблагоприятные для записи условия локации или  специальные требования по качеству. Некоторые фильмы даже нуждаются в полной перезаписи всех диалогов. Как, например, в случае с “Безумным Максом”: весь фильм состоит из одной сплошой погони на грузовиках, поэтому оригинальные диалоги, записанные в таких условиях были практически  непригодны для финального микса.
Не смотря на всю ее важность, работа звуковых дизайнеров остается незамеченной большинством любителей кино. Но возможно, это вполне объяснимо: ведь сила хорошего дизайна звуков — в его неприметности и воздействии прямиком на подсознание зрителя.

Кинооператор

В то время как режиссер дирижирует действиями актеров, кинооператор — главный управляющий камерой. И ему приходится иметь дело с технической и художественной частью съемки одновременно. Он отвечает за расположение и передвижение камеры, за свет, дополнительное освещение, а также должен обладать определенным чутьем и опытом, чтобы “читать мысли” режиссера и их визуализировать.
Зачастую говорят, что операторы рисуют светом: ведь, фактически, манипуляции с ним дают тот разящий контраст между вашими домашними видео и завораживающей картинкой на экране кинотеатра. Для примера возьмем работу Роджера Дикинса над “Бегущим по лезвию 2049” — которая принесла фильму Оскар за лучшую операторскую работу. Дикинсу удалось мастерски вписать  естественный свет в дизайн снимаемого помещения и, тем самым, выстроить беспроигрышную композицию. Но самым выдающимся моментом являются сцены внутри храма всемогущего Уолласа. Отразив свет от воды бассейна на стены помещения и создав зловещие паттерны, Роджер, в то же время, сохраняет глубокие тени в необходимых местах локации. Это задает загадочный и меланхоличный тон всему шоту и наполняет пространство повисшей в воздухе угрозой, тем самым отлично передавая общее настроение всего фильма в целом. Хорошая операторская работа кроется в окутывающей лицо необходимого персонажа тени, или же, в блеске “именно того” оттенка и насыщенности в глазах героя. Но главная цель оператора — с помощью визуальных манипуляций пробудить у зрителя эмоции, где бы ни происходило действие фильма: в небольшой неприметной комнатушке или на фоне пламенеющего заката.

Продакшн-дизайнер

Именно этот человек отвечает за воплощение видения писателя и режиссера в реальность. Он\ она  — это главный управляющий по визуальной части, чирлидер и дирижер всего арт департамента. Это человек, который работает напрямую с режиссером, оператором и продюсером, создавая визуальный концепт шоу, выискивая “именно те” локации, реквизит или декорации. Например, если действие фильма происходит в фантастической вселенной — почти всегда локацию нужно создавать с “чистого листа”. Именно с этим столкнулась Дебора Райли — продакшн дизайнер “Игры престолов” , думая над внешним видом приемных палат замка на Драконьем Камне — родовом доме династии Таргариенов. Осматривая испанский город Сумайю — физическую локацию, где расположен замок, она поняла, что выступающие вдоль побережья каменные пласты  — то, что надо для дизайна самого помещения. Каждая деталь интерьера палат должна была напоминать о том, что замок, в буквальном смысле, “высечен из камня”, вплоть до самого трона.

Однако, работа продакшн-дизайнера не сводится к одному лишь “миростроительству” вручную. Обсуждение идей и поиск средств их воплощения — весьма интересная часть; но, не менее важным, является умение донести эти идеи до других членов команды и “заразить” ими. К тому же, на плечах этого человека — координация работы десятков профессионалов, из которых состоит арт департамент. Например, съемки “Секретного досье” смогли начаться только после того, как реквизиторами были подготовлены  образцы газет 70-х и установлены функционирующие линотипы. Ответственные за локацию — нашли здание, пригодное для съемок, а художники и плотники — произвести реконструкцию. И все эти разные люди смогли действовать слаженно лишь благодаря стараниям продакшн-дизайнера.

Так что, перед тем как переключать канал во время награждения номинантов из  менее гламурной категории, представьте на минутку, сколько работы, опыта и увлеченности специалисты такого рода вкладывают в проект. Ведь кинематограф, возможно, наиболее коллаборативное искусство за всю историю, где каждый из участников значим.

Оставить комментарий